Вокзалы Москвы – особая категория зданий, в которых гармонично соединились историческое прошлое и современность. Одним из самых красивых и именитых вокзалов столицы является Белорусский вокзал, который в 2015 году будет отмечать свое 145-летие. За это время он пережил ряд выдающихся моментов, тесно связанных с вехами истории Российского государства.
В наши дни "Белорусский вокзал" является не только действующим вокзалом впитавшим в себя всю современную инфраструктуру, но и выдающимся памятником архитектуры.
|
|
Удобства современности
Ежедневно "Белорусский вокзал" радует приезжающий своим сервисов. В здании вокзала вы всегда сможете найти бесплатный Wi-Fi, кафе, магазины, банкоматы, медпункт, справку и многое другое. Вы сможете заказать такси.
И забронировать номер в гостинице в центре Москвы.
Аэроэкспресс: соединяя землю и воздух
В 2007 году компания «Аэроэкспресс» начала работы по переоборудованию Белорусского вокзала для обеспечения железнодорожной связи с аэропортом Шереметьево. Новый аэровокзал, открытый в августе 2009 года, размещается в четвертом зале Белорусского вокзала и имеет 600 кв.м. площади, предлагая пассажирам Шереметьево пройти регистрацию на авиарейсы самостоятельно, используя специальные терминалы. Стоимость поездки на «Аэроэкспрессе» до Шереметьево – от 320 до 900 рублей. Комфортные электропоезда нового поколения уникальны по своим дизайнерским и техническим решениям.
Из истории вокзала
Все имена вокзала
Смоленский вокзал – с 1870 года,
Брестский вокзал – с 1871 года,
Александровский вокзал – с 1912 года,
Белорусско-Балтийский вокзал – с 1922 года,
Белорусский вокзал – с 1936 года.
Интересные факты
- Весной 1928 года на Белорусский вокзал из-за границы прибыл Максим Горький.
- В 1937 году москвичи встречали здесь летчиков В.Чкалова и М.Громова после их триумфального перелета через Северный полюс.
- В 1938 году на вокзале торжественно приветствовали покорителей Арктики во главе с И. Папаниным.
- На Белорусском вокзале 29 июня 1941 года была исполнена великая песня А. Александрова «Священная война» – перед бойцами, уезжавшими на фронт.
- В 1945 году на вокзале тысячи советских людей забросали цветами самый долгожданный поезд из Берлина – эшелон с советскими солдатами-победителями.
На месте ипподромов
Когда в конце 1860-х годов начали прокладывать Московско-Смоленскую железную дорогу, выяснилось, что она будет проходить через ипподромы. Коннозаводчики написали прошение к князю В.Долгорукому, председателю Императорского Московского Скакового общества, с просьбой помочь перенести линию дороги с территории конских скачек. Но ввиду важности строительства прошение было отклонено, и железная дорога пролегла строго по намеченному плану.
Путь тянули с двух сторон, деньги на строительство выделили известные столичные и смоленские промышленники, а организатором и руководителем проекта был статский советник Немчинов. Место для станции выбрали у Тверской заставы: участок был недоходным и близким к городу.
Станция – прообраз будущего вокзала – была в два этажа, из кирпича красного цвета, с белой отделкой; с одной платформой. Она стала шестой вокзальной станцией в столице и второй по размерам (после Николаевской). Дорогу (из одной линии рельс) и станцию открыли в начале осени 1870 года, и практически сразу же линию начали продолжать далее на запад. Через год ж/д путь длиной 1100 км дотянулся до Бреста, став самым длинным в стране. До 90-х годов 19 века она оставалась в этом статусе, тогда построили вторую нитку путей.
Императорский павильон
Специально в честь коронации Николая ІІ в 1896 году у здания железнодорожной станции был построен роскошный павильон для встречи царя и его семьи – в виде деревянного терема в псевдорусском стиле (архитектор Лев Кекушев). Павильон простоял до 1908 года, когда из-за реконструкции и расширения станции его пришлось разобрать. Весной 1910 года по проекту Ивана Струкова было построено правое крыло нового вокзала и четыре платформы, через 2 года – левое крыло. В конце зимы 1912 года здание нового вокзала было открыто. Оно было в три раза больше первой станции, а на строительство затрачено почти один миллион рублей.
Возведенное в стиле неоклассицизма из бетона и железа, украшенное множеством башен, шпилей, красивых фронтонов и арок, здание нового вокзала стало украшением столицы. К тому же оно было оснащено новейшим на тот момент кассовым оборудованием, которое позволяло печатать железнодорожные билеты.
Белорусский вокзал и метро
В 1938 году на вокзале, в его правом крыле заработала станция метро «Белорусская» (Замоскворецкой линии). В конце января 1952 года была открыта станция «Белорусская» Кольцевой линии – проект выполнили архитекторы И.Таранов, Н.Быкова и Г. Опрышко, удостоенные за него Сталинской премии.
Эта станция расположена на глубине более 42 м, украшена светлым мрамором и белой керамической плиткой. Станцию оформили по теме культуры и жизни Белоруссии: центральный зал украшают 12 панно; из двух скульптурных композиций теперь можно увидеть одну – «Белорусские партизаны». В 1994 году пол станции заменили полированным гранитом.