Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.
В 1901 году в Москве состоялось открытие Виндавского вокзала.

Виндавский вокзал в 1901 году.
Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.
Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — двухэтажные. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века: окна разнообразной формы, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отмечали большой вкус и достоинства избранного варианта.
Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом и удобным входом. Вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров.
Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.
Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.
В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.
Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания.
Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.
Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.
В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.
К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.
Станция Москва-Рижская по характеру работы является пассажирской, по объему работы отнесена к первому кассу. Является начальным пунктом Рижского направления МЖД, как части Московско-Виндавской магистрали. Не является тупиковой в целом, через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, с которой есть съезд на Рижское направление.
Изначально существовало две отдельные станции: пассажирская и грузовая. До 1929 года они назывались Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская соответственно. В 1929 году переименованы в Москва-Пассажирская Ржевская и Москва-Товарная Ржевская. В 1963 году объединены в одну станцию Москва-Ржевская. В том же году станция переименована в Москва-Рижская. В 1999 году оборудована турникетами.
В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов в начале 2000-х годов предлагалось их закрыть, перевести пригородные поезда на другие вокзалы (рассматривались и варианты создания новых терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Эти планы не были реализованы.
24 октября 2008 года станция была закрыта для грузовой работы, ныне станция пассажирская 1 класса.
По данным за 2014 год, вокзал обслуживает 319850 пассажиров поездов пригородного сообщения и 38314 пассажиров поездов дальнего следования в месяц, то есть более 10 тысяч человек в день.
Рижский вокзал работает круглосуточно с перерывом для уборки залов ожидания с 23.00 до 6.00. Его пассажиропоток составляет 40 — 50 человек в час.
Вокзал не раз менял свое название. С момента постойки он назывался Виндавским, потом Балтийским, далее Ржевским. Рижским он стал называться только в 1946 году. до 1930 виндавский, до вередины 1930 балтийский
коротко об истории
в царской росии рост внешнеторгового оборота в конце девятнадцатого столетия вызвал стремительное строительство железнодорожных линий к портам латвии. российское купечество и промышленники на мировой рынок пробивались настойчиво. в стране, кроме муки,зерна, мяса, были и богатые месторождения каменного угля, руды и прочих полезных ископаемых. набирала также силу промышленность. достаточно быстро предприниматели оценили достоинства прокладки нового пути к Балтике.
Это обусловило строительство Московско-Виндаво-Рыбинский дороги. Создание колеи началось по указу Николая 2 в 1897 году. Общество железной дороги обратилось в городскую управу Москвы с просьбой согласиться на расположение пассажирской и товарной станции "Москва" около Крестовской заставы между Лазаревским кладбищем и Николаевской ж\д линией.
Железнодорожный вокзал было предложено построить на обширном пустыре (около Крестовской заставы), прилегающем к 1-ой Мещанской улице. При этом между улицей и самим зданием должна была оставаться площадь, способная обеспечить подъезд экипажей. Товарная станция по плану распологалась около пассажирской. На ней отводилось специальное место для отгрузки дров и лесных материалов, что в тот момент для города имело огромное значение.
От общества железной дороги понадобились значительные затраты на решение вопросов с будущим и существующим городским водопроводом, поскольку трубы Москворецкого водопровода оказались на станционной территории. а также благоустройство улиц. В результате общество согласилось с выводами города. Оно обязалось устроить около Лазаревского кладбища широкий проезд около десяти саженей ширины, после чего его замостить, в Трифоновском переулке сделать мостовую и тротуар, решить множество вопросов по содержанию Напрудной рески, а также выполнить другие работы.
Поскольку время на постройку железной дороги было сильно ограничено. то проектирование ее проводилось по упрощенным техническим условиям с использованием множества обходов естественно созданных препятствий Клинской гряды.
Виндавский вокзал построен был по проекту С. Бржозовского. Это петербургский архитектор. Он автор Витебского вокзала, находящегося в Северной столице. При этом строительство производилось под руководством архитектора Ю. Дитриха.